Студентам многих факультетов приходится составлять бизнес-планы. Без опыта это сделать достаточно сложно. Хотя, по факту, навык очень полезный и интересный. Поэтому предлагаем уделить время такому вопросу и разобраться в тонкостях и нюансах.
Для чего и для кого нужен бизнес-план?
У этого документа есть главное предназначение – воссоздать алгоритм построения конкретного дела, с его сильными и слабыми сторонами, в условиях современных реалий, с прогнозами и рисками, оценкой конкурентов. Цель – показать реальную картину и перспективу для:
- Собственника.
- Инвестора.
И первый, и второй рискуют своими деньгами, поэтому вполне логично, что они хотят увидеть реальную картину, а не просто надеяться на удачу и интуицию. Хотя без этих аспектов предпринимательства не бывает.
Не знаешь, с чего начать?
Обращайся за помощью!
Ежедневно гениальные мысли и бредовые идеи возникают в головах миллионов начинающих бизнесменов. Для стартапов нужны спонсоры. Такой документ как бизнес-план – первое, не что смотрят обладатели денег. То есть это одновременно еще маркетинговая составляющая.
Важно! Нельзя недооценивать роль инвесторов. При отличной идее и соответствующем бизнес-плане они готовы вложить до 70% суммы.
Что включается в бизнес-план?
Для бизнес-плана характерна структурность. Этот документ имеет необычное содержание, поскольку по факту представляет собой несколько планов в одном плане. Своеобразная матрешка. Чтоб ее укомплектовать, нужно включить такие разделы именно в такой последовательности:
- титульная страница;
- резюме;
- цели и задачи;
- анализ отрасли;
- оценка возможностей фирмы;
- информация о продукте;
- маркетинговый план;
- план производства;
- организационный план;
- финансовый план;
- анализ рисков;
- приложения.
Теоретически, независимо от содержания самого бизнес-плана и сферы реализации идеи этот шаблон универсальный. Если выпадает какой-либо пункт, значит, план утрачивает свою полноценность. В версии для инвесторов, естественно, больший акцент делается на привлекательности и выгодах, перспективности и уникальности. Версия для собственника подготавливается с акцентом на расчеты и доходы. При этом всегда все пункты должны быть.
В подготовке бизнес-планов важно привлекать экспертов. Даже если составитель супермега финансист, он не может быть настолько же всесторонним маркетологом, производственником или аналитиком конкретной группы товаров. Комплексный подход очень важен.
Распространенные ошибки при составлении бизнес-плана
Первая и главная ошибка – самонадеянность, не подкрепленная знаниями. Бизнес-план – это не дневник желаний и не фантастические тезисы, а документ. Ему присущи правила, структура, принципы составления, реалистичность точность. Расчеты должны быть верными, приведенные факты – достоверными, анализ – объективным. Нельзя ориентироваться на источники с желтой прессы и руководствоваться непроверенными данными.
Важна конкретика. Если инвестор не увидит четкого описания, какой суммы недостает, под какой процент она будет возвращена, на какие цифры планируется выйти к определенному сроку, он воспримет это как наглость. То есть вы не просто просите денег, а еще и предлагаете ему додумать и доработать план.
Лицо любого документа, а значит и его составителя – грамотность и аккуратность. Нельзя допускать ошибки и опечатки, а тем более неточности в расчетах. Это смазывает впечатление и говорит о несерьезности. И, конечно же, непростительно подсовывать «халтуру». Не можете сами справиться с такой задачей? Эксперты компании «Информ-Сервис» с радостью помогут. У нас вы можете заказать бизнес-план по выгодной цене.