Прежде чем приступить к написанию дипломной работы, важно получить хотя бы общие представления о таком понятии как научная новизна. Этот критерий отражается во введении, потом последовательно аргументируется в основной части и подытоживается в заключении. Без него исследование будет отправлено на доработку.
Понятие и суть научной новизны
Любая дипломная работа должна представлять собой не просто набор текста «лишь бы был», а характеризоваться научной и практической ценностью, значимостью, полезностью. В конце концов – быть интересной, хотя бы узкоспециализированному кругу лиц. Обоснованием таких аспектов служит научная новизна.
Существует множество интерпретаций этого понятия, но все и они сводятся к новым результатам. Применительно к дипломной работе эти результаты могут выражаться в виде свежей, обновленной интерпретации уже известных понятий, нестандартном подходе к использованию существующего метода.
Если к защите готовится магистерская диссертация – ставки повышаются, и в работе уже отражается минимум два четких критерия научной новизны. Для сравнения – в докторских диссертациях требуется глобальное открытие, новая разработка, патент. То есть с дипломами куда проще.
Кроме глобальной цели научная новизна служит одним из критериев оценки автора, в том числе его ответственности и того, насколько глубоко проработана тема, исследована литература, выявлены слабые стороны, проанализированы аксиомы и доказательства.
Научная новизна нужна даже просто в теоретическом дипломе без исследовательской части. Например, это может быть отбор материалов, которые ранее не использовались.
Как обосновывается научная новизна?
Прежде всего нужно помнить, что о сложных вещах говорят простыми словами. Только так дипломная работа будет восприниматься с легкостью, а суть научной новизны станет понятной. Для обоснования проводится большая аналитическая работа:
- автор собирает актуальный материал по теме;
- проводит анализ, какие аспекты малоизучены или не затронуты;
- предлагает пути решения, новые ракурсы, практические рекомендации для устранения пробелов в теории и практике.
Новизна может касаться чего угодно: процессов, явлений, закономерностей, ситуаций, методик. Это не только что-то, чего не было, но и новые ракурсы, взгляды и интерпретации старого. Естественно, научно обоснованные и аргументированные, а не просто фантазии, мечты и домыслы.
Для обоснования используются такие формулировки, как смоделировано, установлено, доказано, открыто, представлено. При этом указываются сопутствующие условия, и четко прописывается предмет – что именно.
Во введении научную новизну нужно сформулировать одним-двумя абзацами, которые размещаются после актуальности и перед целями и задачами.
Из чего может состоять научная новизна?
Научная новизна может состоять из таких представленных новых доводов:
- результаты, добытые в ходе опытов;
- проверенные и изученные в новых условиях, регионах, обстоятельствах ранее установленные факты;
- новые научные подходы, вытекающие из проведенного исследования;
- старые методы, применяемые по-новому к новым проблемам;
- новые предметы и объекты, к которым уместна старая гипотеза;
- новые научные гипотезы;
- современные интерпретации.
От студента-дипломника не требуется научная революция и изобретение новаторской технологии. Важен комплексный подход и умение смотреть по-новому на старые, укорененные аспекты. Немного креатива, консультация у научного руководителя и ответственный подход творят чудеса.
Какие ошибки встречаются чаще всего?
Если говорить отдельно о научной новизне, студенты часто забывают развить тему и ограничиваются просто ее указанием во введении. Это неправильно. Еще одной грубой ошибкой считается несоответствие сформулированной научной новизны и темы исследования.
Нельзя допускать, чтоб новаторство было «устаревшим». Суть этого пункта сводится к названию – новизна. То есть что-то не известное ранее, актуальное, важное. Если конкретный автор чего-то не знает, это вовсе не означает, что такого факта в науке нет. Именно поэтому будет ошибкой игнорирование источников и литературы по теме. Помните, что все хорошо в меру. Нескольких абзацев для научной новизны достаточно. Этим аспектом не стоит заполнять введение целиком.
Студенты часто грешат неочевидностью формулировок и возможностью их неоднозначной трактовки. Это недопустимо для научной новизны и дипломной работы в целом.
Нужна квалифицированная помощь в написании исследования? Специалисты и эксперты компании «Информ-Сервис» всегда на связи. Лучше вовремя переложить часть обязанностей, чем потерять время и рисковать репутацией. Не усложняйте.