Методы исследования, используемые для написания дипломной работы 📐

методы
Содержание

Наступило время писать дипломную работу. Финишная прямая требует много усилий. Прежде всего, формулируются цели и задачи. Речь не о планах на будущее, а о содержании исследования. Исходя из поставленных целей, выбираются методы.

То есть, зная, к чему стремиться, можно определяться со способами достижения и инструментами. Как поется в известной всеми нами песне «Я знаю пароль, я вижу ориентир…». Ну, вы поняли – в этой статье мы поговорим о методах, их видах и специфике выбора.

Методология, методика и методы – в чем разница?

Наверняка, в методических рекомендациях вам приходилось столкнуться с понятием методики, методов и методологии. Это одно и тоже или нет? И почему такая полу тавтология звучит отовсюду? Давайте соотнесем понятия.

  • Методология – это все используемые в конкретной области знаний методы, приемы, способы, научные инструменты. Они предназначены для изучения принципов, предпосылок, средств деятельности по познанию и практическому преобразованию. Например, методология педагогического исследования. То есть, это совокупность множества компонентов-помощников.
  • Метод – это способ, с помощью которого достигается определенная цель или реализуется задача. Он представляет собой совокупность операций и приемов, предназначенных для познания и определения результатов. Например, метод конструктивного анализа.
  • Методика – это конкретные действия по реализации определенного метода на основании уже имеющихся конкретных материалов и процедур. Такой себе «инструмент инструмента». Например, одной из педагогических методик является личностно-ориентированное обучение.

Для наглядности изобразим, как соотносятся между собой эти понятия (кстати, соотношение – тоже метод исследования).

методология

Известно, что термин «метод» использовали еще древние греки. В переводе с греческого он означает способ исследования или путь.

Виды и типы методов исследования

Для познания объективной действительности (к слову, глобально вы занимаетесь именно этим, когда подготавливаете научный труд) можно использовать огромное количество методов. Наука ведет счет сотнями. Но, как и в любой сфере, есть основа, так называемый костяк.

Принято разделять методы на 3 большие группы:

  • Теоретические. Это знакомые и не очень понятия анализа, индукции и дедукции, сравнения, обобщения, абстрагирования, формирования гипотез, их подтверждения или опровержения и многие другие.
  • Экспериментальные (практические). К этой группе относят всем известные действия: опросы, тестирования, мониторинги, прогнозы. А также эксперименты, ретроспективы, лабораторные работы.
  • Теоретико-экспериментальные. Они включают исторический, логический, гипотетический метод. Сюда же можно отнести дедукцию.

Какие лучше? Конечно же, ответа на этот вопрос нет. Выбор зависит в первую очередь от темы и направления дипломной работы. Однако все методы объединены общностью цели – познать истину. Более приземлено – реализовать задачи, озвученные во введении научной работы.

Всегда работает исключительно комплексный подход. Нельзя выехать на одном только анализе или анкетировании. Методики базируются на нескольких инструментах, одновременное применение которых делает исследование полноценным и всесторонним.

Представьте, что перед вами шар, который не крутится. Его освещает одинокий луч сбоку. Четкой ли будет картинка того, что изображено на шаре? Мы видим фрагмент, например, красного цвета. Можно ли говорить, что вся фигура красная? Такое заключение будет ошибочно. А вот если добавить лучи со всех ракурсов, картинка прояснится. Методы – это лучи, освещающие путь и пробивающие дорогу.

method

Есть понятие уместности методов. Не стоит указывать и использовать все подряд, лишь бы было, иначе эффект «не пришей кобыле хвост» гарантирован. Существует четкая дифференциация методов на общенаучные и частные. Приведенные варианты в классификации можно назвать универсальными, то есть подходящими для всех или почти всех областей.

Однако теоретическая наука и практика выделяет группу специальных методов. У каждой дисциплины она своя, присущая только этому или нескольким схожим направлениям. Помните, то, что сработало в одной дипломной работе, не обязательно с точностью подходит для другой.

Нужно ли указывать собственную методику в дипломной работе? Не обязательно. Это прерогатива диссертаций. Достаточно ограничиться методами и обозначить их значимость. Хотя, если уже на этом этапе у вас есть достойные внимания методики, бонус на защите обеспечен.

Зависимость методов от предмета диплома

Объять необъятное – именно так можно назвать задачу по описанию всех методов, уместных для различных дисциплин. Но мы попробуем привести общие, ориентирующие сведения, чтоб вы имели представление. Итак, следующий блок для представителей юриспруденции. Это направление знает три группы методов:

  • сравнительно-правовые – устанавливают схожие черты и различия правовых ситуаций и явлений между определенными институтами права во всем мире;
  • социолого-правовые – позволяют выявить и оценить правовую ситуацию, в том числе за счет самого распространенного метода – анкетирования и опросов;
  • историко-правовые – рассматривают юридические практики и правовые нормы в различных исторических и временных интервалах.

 

Теперь немного осветим ситуацию, с помощью чего исследуются экономические темы:

  • расчетно-конструктивные – выявляют закономерности между процессами и явлениями в экономике;
  • статистико-экономические – позволяют проанализировать статистические данные;
  • методы экономического анализа – делят экономические явления по категориям и факторам, на основе которых распределяются ресурсы.

 

Пожалуй, одна из самых ярких и пестрых (а также непонятных) картинок с названиями у филологической направленности. Здесь не обойтись без:

  • контент-анализа;
  • нарративного метода;
  • лингвистического эксперимента;
  • дискурсного анализа;
  • интертекстуального анализа;
  • дихотомии;
  • биографического метода.

 

И это еще далеко не предел. А вот с направлением психологии и педагогики по крайней мере на интуитивном уровне все более понятно:

  • анализ;
  • беседа;
  • интервью;
  • наблюдение;
  • изучение творчества и деятельности учеников;
  • тестирование.

Какой метод можно назвать эффективным? Тот, который работает в конкретном исследовании и делает процесс подготовки дипломной работы результативным. Это зависит от темы, дисциплины, формата, времени и, в конце концов, настроя самого автора.

Мало кто об этом задумывается, но в обыденной жизни мы часто используем различные методы. Поэтому, несмотря на множество позиций, категорий и сложность названий, на практике все оказывается гораздо проще. Как говорится, глаза боятся, руки печатают – пусть это будет девизом вашей подготовки к дипломной работе.

А если нет на это времени, сил или желания – доверьтесь профессионалам-фанатам своего дела. Именно так можно назвать авторов компании «Информ-Сервис». Мы любим свою работу, уважаем клиентов и наслаждаемся процессом написания научных и студенческих работ. Да-да, так бывает. Это называется – найти свое призвание. С радостью делимся опытом и навыками, поэтому ваш заказ будет выполнен безупречно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + семь =

Контакты

    Оставьте заявку
    Нажимая кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных