Дипломная работа не появляется из «неоткуда». Основой ее написания является кропотливый труд, определенный алгоритм действий и методология, несмотря на то, что написание студенческих работ — это про творчество. Сегодняшняя статья будет посвящена методологии. Последняя представляет собой совокупность научных инструментов и подходов, которые дают возможность соотносить данные дипломного исследования с существующими фундаментальными положениями. Другими словами, методология является тем, с помощью чего мы демонстрируем, как рассмотрели выбранную тему исследования и провели его.
Значение и роль методов исследования в дипломной работе
Методом является практический или тактический прием который позволяет приобретать знания в определенной области, совершенствовать уже имеющиеся навыки, закреплять умения и собирать информацию по определенной теме. По сути, метод является способом достижения цели дипломной работы. Другими словами метод дипломной работы:
- позволяет найти истину при исследовании того или иного явления;
- дает возможность правильно понять проблему и определить пути ее решения;
- обеспечивает возможность дать объяснение ситуации, которая сложилась, определенным подходам и т.д.;
- позволяет опровергнуть или, наоборот, подтвердить существующее научное предположение, являющееся предметом ВКР.
Связь методов исследования с поставленными целями и задачами работы
Прежде чем начать собирать релевантную информацию для подготовки текста и приступить к формированию списка литературы, ее обработке и написанию самой дипломной работы, студент определяет цель исследования. Ведь без нее все остальное не будет представлять ценности и будет по сути набором хаотичных движений, которые ни к чему не приведут и не позволят сформулировать логические выводы. Чтобы движения были целенаправленными формируется последовательность задач, которые нужно решить. А пути их решения и являются методами.
Методология обязательно указывается во введении, после абзаца с задачами и целями. Причем, эти пункты должны соответствовать содержанию основных разделов. То есть, недопустимо просто скопировать этот фрагмент с другой работы – уникальность изложения остается обязательным условием.
Основные типы методов исследования
Что касается классификации методов, тот тут подходы могут быть разные. Рассмотрим некоторые из них. Итак, философский подход позволяет выделить следующие группы методов:
Не знаешь, с чего начать?
Обращайся за помощью!
- Универсальные. Эти методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека (с учетом их специфики).
- Общенаучные. Характеризуют ход познания во всех науках. Их объективной основой являются общеметодологические закономерности познания, которые включают в себя и гносеологические принципы.
- Специальные. Эти методы применимы только в рамках отдельных наук.
Также методы исследования можно поделить на эмпирические и теоретические. Определим суть каждого из них. Начнем с эмпирических методов.
Метод | Суть метода | |
1 | Наблюдение | это метод, посредством которого происходит прямая регистрация событий свидетелями. Чаще всего используется в социологии, биологии. В первом случае главным объектом наблюдения есть поведение отдельных людей и социальных групп, а также условия их деятельности. Во втором — изменения, реакции на различные воздействия на предмет. |
2 | Моделирование | это метод исследования различных явлений и процессов, выработка вариантов управленческих решений. Моделирование основывается на замещении реальных объектов их условными образцами, аналогами. Методом моделирования описываются структура объекта (статическая модель), процесс его функционирования и развития (динамическая модель). |
3 | Эксперимент | это метод исследования, в ходе которого объект изучается в целесообразно выбранных или искусственно созданных условиях для накопления данных, на основе которых можно сделать выводы. |
4 | Анализ | метод состоит в процессе «разложения» объекта исследования на отдельные составные части. После этого происходит детальное изучение данных компонентов, без учета их взаимосвязей и взаимовлияний. |
5 | Описание | метод используется для описания характеристик популяции или изучаемого явления. Он не отвечает на вопрос о том, как/когда/почему возникли характеристики. Скорее это касается вопроса «что» (какие характеристики изучаемой совокупности или ситуации?). |
Что касается второй группы — теоретических методов, то они представлены такими методами, как:
- Аналогия — это метод, согласно которому на основании сходства предметов по одним признакам делается заключение об их сходстве по другим признакам.
- Абстрагирование — метод, позволяющий переходить от конкретных вопросов к общим понятиям и законам развития. Содержание метода заключается в существенном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании определенных сторон этих предметов, интересующих исследователя.
- Индукция — может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего (анализ фактов).
- Дедукция — метод перехода от знания общих закономерностей к отдельному его проявлению (анализ понятий).
- Классификация — это совокупность правил создания системы классификационных группировок и их связей между собой.
При выборе методов исследования следует ориентироваться на тему работу и специальность, поскольку приведенные выше примеры — это лишь часть доступного студенту арсенала методов.
Примеры методов исследования в различных областях гуманитарных и технических наук
Для лучшего понимания того, какие методы подходят для той или иной части ВКР, приведем несколько примеров.
Пример 1
Тема — Технологии «черного пиара» в политических процессах современности.
Цель — определение сущности, функций, сфер проявления, средств внедрения и социально-политических условий развития «черного пиара» при формировании политических процессов и политической сферы Украины.
Задачи:
- исследовать сущность, понятие, эволюцию и основные факторы развития «черного пиара» и его составляющей как элемента политического процесса;
- осуществить критический обзор современных исследований по проблематике «черного пиара» в политических процессах;
- проанализировать основное политическое содержание «черного пиара» как системного элемента политических процессов.
Методы:
- Базовыми методологическими подходами являются институциональный и неконституционный подходы, которые позволили проанализировать институциональную природу и основные причины использования черного пиара при развитии политических институтов до и после избирательного процесса.
- Вспомогательным фактором стало использование социологического и политико-психологического подходов, применяемых для объяснения политических действий субъектов избирательного процесса с точки зрения их социально-политических характеристик: занимаемой должности, социальных ролей, статуса, престижа.
- Основными в рамках исследования являются использование системного и структурно-функциональных подходов.
Как вы видите просто перечислять методы перечнем не принято. Их красиво вкручивают в текст работы.
Пример 2
Тема — Административно-правовое регулирование деятельности по посредничеству в трудоустройстве моряков за границей.
Цель — комплексное научно-теоретическое исследование современных проблем, касающихся административно-правового регулирования посредничества в трудоустройстве за рубежом, комплексный анализ на основании действующего законодательства: административно-правового режима лицензирования рассматриваемого вида деятельности, механизма его правового регулирования, компетенции органов государственного регулирования сфере, особенностей лицензионного контроля, а также разработка предложений по усовершенствованию изучаемого законодательства.
Задачи:
- охарактеризовать этапы формирования административно-правового регулирования посредничества в трудоустройстве за границей;
- раскрыть понятие «административно-правовое регулирование посредничества в трудоустройстве за границей»;
- сформулировать понятие «деятельность по посредничеству в трудоустройстве за границей»;
- определить правовую природу лицензирования и охарактеризовать его многоаспектную сущность;
- определить нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере посредничества в трудоустройстве за границей.
Методы:
- Общефилософские, общенаучные и специальные методы научного познания.
- Применение системного метода позволило сформулировать основные понятия и категории.
Ошибки при выборе и применении методов исследования
Несмотря на то, что методология — относительно простой элемент введения ВКР (если сравнивать ее с определением предмета, объекта и т.д., то последний гораздо более непонятные в плане определения), студенты очень часто допускают ошибки при ее формулировке. Наиболее часто встречаются следующие ошибки:
- копирование методологии с чужих работ на схожую тематику. В качестве примера и основы это может иметь место, но простой копипаст в любом случае неуместен, ведь методология напрямую связана с целью и задачами конкретного исследования, а еще к ней предъявляются те же требования к уникальности, что и к другим частям работы;
- отсутствие конкретики и наполнение работы теорией. Простое перечисление того, какие методы существуют и в чем заключается суть каждого из них никого не интересует. Должна быть “привязка” метода к работе, к тому, как именно был использован тот или иной метод при написании работы;
- упоминание в работе “базовых” методов только для количества. Во введении работы следует указывать только те методы, которые были реально использованы при изложении мыслей в процессе написания работы.
Написание ВКР — довольно непростая задача, в процессе выполнения которой студенту приходится вспоминать все навыки и умения, чтобы правильно определить цель и задачи исследования, сформулировать предмет и объект, оформить список использованных источников и т.д. Чтобы реализовать такой проект времени придется потратить немало. Для людей, которые не готовы к этому, лучшей идеей будет заказать дипломную работу у специалистов нашей компании. Они непременно выполнят все на высоком уровне.
- Сколько методов должно быть использовано при написании дипломной работы?
Конкретного количества методов, которые надо использовать нет. Все зависит от особенностей дипломной работы, ее темы, цели и задач.
- Описание методов должно быть уникальное или нет?
Да, к этой части дипломной работы предъявляются такие же требования, как и к другим элементам диплома.
- Каким должен быть объем методологии?
Требования к этой части обычно не определены, но оптимально выделить на это примерно 1 страницу печатного текста.